ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2012
193
В работе [5] получено выражение для скорости деформации пол-
зучести гетерогенной структуры
A
М
A
М
A
М
A
М
A
М
.
( )
( )
c
c
с
V
V
ν
ν
β
β
γ σ
γ σ
ξ
ε
ε
=
+
(11)
Здесь
A
,
c
ε
M
c
ε
накопленная деформация ползучести аустенита и
мартенсита соответственно. Параметры
A А А М М М
,
,
,
,
,
γ
ν
β
γ
ν
β
урав-
нений состояния при ползучести аустенита и мартенсита можно
определить из следующих эмпирических выражений:
A
1, 3;
ν
=
4
А
1, 73 6, 67 10 ;
t
β
= − ⋅
3
A
lg 6, 71 10 14, 9;
t
γ
= ⋅
M
1,8;
ν
=
3
M
3, 02 3, 04 10 ;
t
β
= − ⋅
2
M
lg 1, 23 10 18, 7.
t
γ
= ⋅
Проведенные дилатометрическое исследование и испытания на
пластичность и ползучесть позволяют описать неупругое деформи-
рование стали с карбидно-интерметаллидным упрочнением в процес-
се структурных превращений в неизотермических условиях с исполь-
зованием модели упруговязкопластичного материала с нестационар-
ной структурой [6].
В данной работе проведен анализ целесообразности использова-
ния для изготовления опорных валков стана холодной прокатки стали
25
Н12М6К10 с карбидно-интерметаллидным упрочнением. Размеры
валка составляют: диаметр и длина рабочей части — 1350 и 1420 мм
соответственно; общая длина шейки — 1520 мм; максимальный диа-
метр ее конической части — 1000 мм, цилиндрической — 820 мм. На
Южно-Уральском машиностроительном заводе (МК «ОРМЕТО-
ЮУМЗ») такой валок изготавливают из стали 9Х3МФ. Для получе-
ния требуемых эксплуатационных свойств валки обычно подвергают
спрейерной закалке после индукционного нагрева токами промыш-
ленной частоты (ТПЧ). На рис. 3 представлено распределение наибо-
лее опасных остаточных осевых напряжений в таком валке для слу-
чая однопроходной закалки при температуре 970 °С с предваритель-
ным сквозным прогревом в электропечи до температуры 500 °С и
последующим отпуском при температуре 360 °С [7].
При использовании высоколегированных сталей прокатные валки
обычно изготавливают биметаллическими. Ось выполняют из деше-
вой валковой стали, на которую наплавляют дорогостоящую сталь. В
расчете принимали, что ось изготовлена из стали 60ХН, наплавка
толщиной 70 мм — из стали 25Н12М6К10. Для получения требуемых
эксплуатационных свойств биметаллические валки с наплавкой из
стали с карбидно-интерметаллидным упрочнением можно не закали-