ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2012
195
ной индукционной закалке ТПЧ. Максимальные сжимающие осевые
напряжения в цельнокованом валке составляют 860 МПа, а в биме-
таллическом — 510 МПа. Сами по себе сжимающие напряжения не
представляют опасности с точки зрения хрупкой прочности, но в свя-
зи с тем, что эпюра осевых напряжений в поперечном сечении валка
самоуравновешенная, приводят к более опасному расределению рас-
тягивающих напряжений. Следует отметить, что максимальные рас-
тягивающие напряжения в цельнокованом валке незначительно
больше, чем в биметаллическом (300 и 280 МПа соответственно), но
в первом зона растягивающих напряжений ближе к рабочей поверх-
ности валка, особенно в зоне краевого эффекта вблизи шейки. Нали-
чие такой зоны опасно, так как она расположена на достаточном уда-
лении от оси, а при прокатке амплитуда циклически изменяющихся
эксплуатационных напряжений возрастает по мере удаления от оси.
Рис. 4. Распределение остаточных осевых напряжений, МПа, в про-
дольном сечении биметаллического опорного валка после ускоренной
нормализации
Выводы
1.
Распределение наиболее опасных остаточных осевых напряже-
ний в крупногабаритных биметаллических опорных валках с наплав-
кой из стали с карбидно-интерметаллидным упрочнением после
ускоренной нормализации более благоприятно, чем в цельнокованых
валках из традиционных валковых сталей после однопроходной ин-
дукционной закалки ТПЧ.
2.
При индукционной закалке ТПЧ цельнокованых валков, в от-
личие от ускоренной нормализации биметаллических валков, вблизи
шеек формируются опасные зоны краевого эффекта с повышенным