ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
35
Обобщенными перемещениями в узлах КЭ являются перемещения и
углы поворота, соответствующие неподвижным осям
X
и
Y
(
см.
рис. 2). В уравнениях движения вал представлен матрицами жестко-
сти
S
K
и масс
S
M
.
Рабочее колесо рассматриваем как абсолютно твердое тело мас-
сой
W
m
с главными экваториальным
EW
J
и осевым
AW
J
моментами
инерции. В уравнения движения рабочее колесо входит посредством
гироскопической матрицы
W
H
и матрицы масс
W
M
.
Аналогично рабочему колесу рассматриваем муфту как абсолют-
но твердое тело массой
M
m
с главными экваториальным
EM
J
и осе-
вым
AM
J
моментами инерции. Связь муфты с валом электродвигате-
ля смоделирована линейными пружинами с матрицей жесткости
M
K
.
Исследование жесткостных параметров упругих компенсирующих
муфт и их влияния на динамику рассматриваемого ротора выполнено
в работах [4, 5]. Гироскопическая матрица
M
H
и матрица масс
M
M
муфты аналогичны соответствующим матрицам рабочего колеса.
Корпуса подшипников качения (КПК) в расчетной схеме (см.
рис. 2) смоделированы линейными пружинами с присоединенными
массами. В уравнения движения КПК входят посредством матрицы
жесткости
H
K
и матрицы масс
.
H
M
Схема получения матриц КПК
показана на рис. 3.
Рис. 2. Расчетная схема ротора насоса НМ3600–230:
1 —
вал, разбитый на конечные элементы;
2 —
рабочее колесо;
3 —
нелинейные
пружины, моделирующие подшипники качения;
4 —
упругие элементы, модели-
рующие жесткость корпусов подшипников;
5 —
присоединенные массы корпусов
подшипников;
6 —
нелинейные упругие элементы, моделирующие щелевое уплот-
нение;
7 —
муфта;
8 —
упругие элементы, моделирующие взаимодействие муфты с
ротором электродвигателя