ными способами) самым простым образом, отдавая предпочтение сим-
метричным, упорядоченным формам с наименьшим числом элемен-
тов;
близость
(
proximity) — объекты, расположенные рядом друг с дру-
гом, воспринимаются как группа, объединяются в одну воспринимае-
мую единицу;
схожесть
(
similarity) — объекты, которые выглядят одинаково, вос-
принимаются как группа;
замкнутость
(
closure) — существует тенденция дополнять фигуру
до целостного объекта, даже если графически он не полон;
непрерывность
(
continuity) — близко расположенные объекты вос-
принимаются как группа, если потенциально их можно соединить пря-
мой линией или сглаженной кривой;
смежность
(
common fate) — объекты, движущиеся в одном напра-
влении, кажутся объединенными в группу;
осведомленность
(
familiarity) — если в результате группировки объ-
ектов получается осмысленная или уже знакомая картина, то объекты
воспринимаются как единая группа.
Графические примеры данных принципов представлены в таблице
в интерне-ресурсе [22].
Базовым набором компонентов визуальной структуры являются
пространственная подложка, метки и графические свойства.
Пространственная подложка
.
Фундаментальным аспектом визу-
альной структуры является
пространство
,
на котором все представле-
но. Следует внимательно выбирать те переменные, которые получат
пространственное кодирование, т.е. их значения станут основой для
позиционирования других объектов на
подложке
,
например оси, если
говорить о метрическом пространстве. В общем случае выделяют че-
тыре элементарных типа осей: бесструктурная (отсутствие какой-либо
оси), номинальная (область подложки разделена на подобласти), по-
рядковая (область подложки разделена на подобласти, которые упоря-
дочены некоторым образом), количественная (метрическая ось и два
подвида — абсолютные или относительные значения, последние отра-
жают соотношения значений переменных).
Известны следующие методы, позволяющие размещать на подлож-
ке наибольшее количество информации:
компоновка
—
размещение на подложке ортогональных осей;
выстраивание
—
многократное использование оси в разных местах
подложки, например, размещение двух различных визуальных струк-
тур, опирающихся на одну общую ось;
создание складок
—
вынужденная имитация удлинения одной из
осей, если в ее направлении данные не помещаются на подложке, за
счет использования места на другой ортогональной оси;
170
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012