Например, в случае Чернобыльской в распоряжении операторов было
не более 30 секунд. Сравнимое время было у диспетчеров системы
энергоснабжения в США в 2003 г. перед аварией, в результате которой
без света осталось более 50 миллионов человек. Здесь необходимы
автоматические системы, отработка действий которых и прояснение
далеко не всегда очевидных последствий и сценариев развития аварий
может проводиться на основе когнитивных центров.
Подготовка кадров.
В ходе “революции управляющих” суще-
ственно возросла роль секретарей, которые смогли освободить лиц,
принимающих решения, от большей части рутинной работы. Широ-
кое использование ситуационных центров заставило обучать будущих
управленцев пользоваться подобными инструментами. В частности,
в Российской академии государственной службы при Президенте РФ
имелись и активно использовались 4 подобные центра. (В преемни-
ке этой организации — Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ эти центры были ликви-
дированы за ненадобностью.)
Когнитивные центры — более сложный и эффективный инстру-
мент. Работа с ним позволяет, с одной стороны, принимать более
точные и быстрые решения. С другой стороны, надо готовить спе-
циалистов, умеющих работать с такими системами — специалистов по
моделированию и проектированию будущего, инновационных мене-
джеров, доверительных аналитиков, мастеров технического дизайна.
Программы подготовки таких специалистов подготовлены в научно-
образовательном центре ИПМ им. М.В. Келдыша РАН В.В. Шишовым.
Часть их апробирована в Международном университете природы, об-
щества и человека “Дубна”. Систематически такие кадры пока, к со-
жалению, не готовятся. Мы находимся на пороге
новой революции в
управлении
,
создания
когнитивной отрасли промышленности
и не-
достаток подготовленных кадров может стать ахиллесовой пятой для
большинства российских систем государственного и корпоративного
управления.
Выводы.
Проведенный анализ показывает, что:
необходима коренная модернизация
системы управления энерге-
тическими объектами России
с учетом реального состояния отрасли,
новых проблем и новых технических возможностей;
необходимо создание
Национальной системы научного монито-
ринга опасных явлений и процессов в природной техногенной и соци-
альных сферах
(
на территории России находится более 50 000 опасных
и около 5 000 особо опасных объектов). Управление рисками в ближай-
шие годы должно стать одним из главных приоритетов всей системы
государственного управления;
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012
127