Ю.Ю. Мерзликин, Г.И. Замолодчиков, В.Н. Наумов
6
Рис. 6.
Характеристика статической устойчивости по тангажу
Эффективность управления в условиях набегающего потока про-
дольным моментом
п
z
M
соплового устройства с помощью поворота
сопл иллюстрирует рис. 5
= 0, расчетная высота
0, 047.
h
На
графиках видно, что эффективность управления продольным момен-
том с помощью поворота сопл достаточно высока. При высоте полета
ЛА
0, 047
h
изменение углов установки носовых сопл
1 2
( ,
)
в
диапазоне +30…–10°, а кормовых
3 4
( ,
)
–30…+30° позволяет изме-
нять коэффициент продольного момента
п
z
m
на
п
0, 021.
z
m
Тем са-
мым представляется возможным парировать внешний продольный
момент на ЛА (например, от несимметричной его нагрузки). Значение
этого момента оценивается смещением центра тяжести от начального
положения
т0
x
на
т
т a
0, 012
x x b
, где
аэродинамическая
хорда (рис. 6).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Мерзликин Ю.Ю., Долгополов А.А. Экспериментальное исследование
управления продольным моментом шасси на воздушной подушке комби-
нированной схемы поворотом сопл струйного ограждения.
Сб. докл. V
науч. конф. по гидроавиации «Гидроавиасалон–2004».
Москва, Изд-во
ЦАГИ, 2004.
[2] Ханжонков В.И. Теоретические и экспериментальные характеристики
сопловых устройств аппаратов на воздушной подушке.
Труды ЦАГИ
№ 976, Москва, 1965.
[3] Вашкевич К.П., Долгополов А.А. Эффективность одностороннего и дву-
стороннего управления углом наклона летательного аппарата на воздуш-
ной подушке.
Труды ЦАГИ
№ 976, Москва, 1965.
[4] Ханжонков В.И.
Аэродинамика аппаратов на воздушной подушке.
Москва,
Машиностроение, 1972.
a
b