Г.К. Клименко, М.И. Сорокин
4
жим заряда и разряда, что требует значительного времени на прове-
дение испытаний. При этом необходимо обеспечить постоянное зна-
чение тока и непрерывно контролировать напряжение и ЭДС акку-
мулятора. Поскольку исследование является не только длительным
по времени, но и трудоемким, точность определения характеристик
является непростой задачей. Она может быть решена путем автома-
тизации процесса испытаний с использованием современных средств
управления и цифровой техники.
Для испытаний аккумулятора необходимо обеспечить:
• постоянство значения электрического тока в цепи аккумулятора;
• измерение тока и его запись;
• измерение напряжения на клеммах аккумулятора при заряде и
разряде и его запись;
• измерение напряжения аккумулятора при разрыве цепи (напря-
жение разомкнутой цепи (НРЦ) или ЭДС аккумулятора) и его запись;
• измерение времени процесса и запись всех его параметров.
Для реализации перечисленных функций в автоматическом ре-
жиме, без участия человека, создана система, включающая следую-
щие элементы:
• блок питания постоянным и стабилизированным по величине
током для заряда аккумулятора;
• электрическую нагрузку — резистор;
• регулятор тока нагрузки;
• контактор для разрыва электрической цепи;
• датчики тока и напряжения;
• контроллер для сбора информации;
• цифровую вычислительную машину;
• дублирующие приборы визуального контроля электрических
характеристик;
• программное обеспечение;
• аккумулятор — объект исследования;
Блок-схема системы представлена на рис. 1.
Опишем более подробно каждый элемент системы.
1. Для заряда аккумуляторов использовалось интеллектуальное
зарядное устройство La-crosse BC700 (TechnoLine), способное произ-
водить заряд аккумуляторов постоянным током 100 и 200 мА, а в
случае с Li-Ion аккумулятором — источник питания с выпрямителем
и магазином сопротивлений.
2. Для измерения тока в цепи аккумулятора предусмотрен рези-
стор R1 модели SQP. Сопротивление данного элемента 0,1 Ом, мощ-
ность 20 Вт с возможной погрешностью 5 %. Данный резистор прак-
тически не меняет свое сопротивление при изменении температур в
диапазоне до 200 °С и позволяет, не ухудшая точности эксперимента,