ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012 175
УДК 004.55
А.Н. А л ф и м ц е в , В.В. Д е в я т к о в
НЕДЕТЕРМИНИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ
ИНТЕРФЕЙСОВ
Рассмотрен методологический подход к недетерминированному проек-
тированию интеллектуальных мультимодальных интерфейсов на основе
процессных и логических моделей. Процессные модели используются для
описания процессов проектирования, а логические — для описания
свойств, которому эти процессы должны удовлетворять. Недетерми-
нированность проектирования заключается в выборе из совокупности
альтернативных проектов того, который в наибольшей степени соот-
ветствует требуемым свойствам. Приведены различные подходы к
осуществлению этого выбора.
E-mail:
Ключевые слова
:
недетерминированное проектирование, интеллекту-
альный мультимодальный интерфейс (ИМИ), теория процессов, мо-
дальная логика.
Введение.
При проектировании интеллектуальных мультимо-
дальных интерфейсов (ИМИ) могут учитываться различные критерии
качества созданного проекта: экономический, эргономический, вы-
числительный, интеллектуальный, мультимедийный, мультимодаль-
ный и др. [1—3]. При этом принятие проектировщиком решения о
выборе окончательного варианта проекта проводится не только в
условиях многокритериальности, но и в условиях неопределенности,
причинами которой являются:
сложность и трудоемкость определения точных значений ряда
показателей, вызванные небольшим объемом выделяемых ресурсов
на предварительное исследование и анализ целей заказчика. В ре-
зультате дополнительные требования и критерии качества, не заяв-
ленные прямо заказчиком, могут в итоге составить 95 % от первона-
чально сформулированных требований [4, 5];
необходимость прогнозирования изменения первоначальных
требований (число модальностей, типы графического интерфейса,
правила бихевиоризации элементов интерфейса и т. д.) вследствие
значительного временного интервала между началом проектирования
и принятием решения по его внедрению. Ошибка в прогнозе более
чем на 20…25 % приводит к переписыванию кода заново [6];
уникальность проектируемых пользовательских интерфейсов,
являющихся сложными человекомашинными системами. Программ-
ное обеспечение таких систем, протестированное с покрытием кода
до 90 %, может содержать до 35 % дефектов, вызванных логическими
ошибками, и до 40 % уникальных комбинаций дефектов [7].
Поскольку задача проектирования решается в условиях неопре-
деленности, то возрастает вероятность того, что созданный проект не