А.И. Хлупнов
6
телом
1
через электропневмоклапан
2
, трубопроводы
3
и два отвер-
стия
8
в носовой части, выполненные симметрично относительно
продольной оси, по команде от блока управления
4
в набегающий
поток вдувают струи газа (рис. 7). После вдува газа от блока управ-
ления
4
подается сигнал на включение бортового лазера
5
, излучение
которого с помощью оптической системы
6
фокусируют в точке
М
и который проходит через иллюминатор
7
. Вдуваемый газ поглощает
часть энергии лазерного излучения, что приводит к искривлению ли-
ний тока и перераспределению газодинамических параметров на по-
верхности обтекаемого тела.
Рис. 7.
Управление обтеканием летательного аппарата
Для управления пограничным слоем используют элементы, вы-
полненные в виде высокочувствительных нано- или микротрубок, ко-
торые размещены на подложке под углом к потоку в пределах
0…180°. При этом воздействие на пограничный слой ведут в импульс-
но-периодическом тепловом режиме [7]. На подложке трубки распо-
ложены попарно рядами друг за другом на линиях тока (рис. 8). Одна
из трубок пары является генератором импульсно-периодического
теплового воздействия, а другая – датчиком регистрации параметров
пограничного слоя. Использование нано- или микротрубок позволяет
расширить частотный диапазон воздействия на пограничный слой и
повысить эффективность управления слоем. Трубки имеют наномет-
ровую толщину токопроводящей стенки, вследствие чего масса трубки
ничтожна мала и во много раз меньше, чем любой нагревательный
элемент тех же габаритных размеров, поскольку теплоотвод от нагре-
той трубки осуществляется только вдоль линии соприкосновения
трубки с подложкой и по токоподводящим дорожкам нанометровой
толщины. Этими потоками можно пренебречь в отличии от пленочно-
го нагревательного элемента. Отмеченные различия позволяют вво-
дить в поток тепловые возмущения высокой частоты, что невозможно