160
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
Современный характер рассмотрения сложных социально-произ-
водственных систем определяет проблемы анализа протекающих
процессов, трудоемкости построения информационных систем для
формального описания, хранения и обработки знаний об их объектах
и процессах. В настоящее время поиск решения данных проблем по-
строен вокруг использования визуального моделирования и проекти-
рования в качестве основного инструмента генерации, хранения и
обработки знаний в данной предметной области.
Под
визуализацией
проектирования сложных систем понимается
феномен формального описания системного процесса проектирования
и готового проекта в виде универсального каллиграфа с возможностью
декомпозиции и моделирования вариантов. Для этого создаются мето-
дики (нотации) использования графических моделей (графическая но-
тация) и методики формального текстового описания (текстовая нота-
ция), в совокупности со средствами человекомашинного интерактив-
ного взаимодействия. Этим обеспечивается наглядное и подробное
представление характеристик объектов в процессе проектирования,
экспертный анализ и оперативное принятие решений.
Термин «визуальное проектирование» подразумевает использо-
вание в процессе проектирования визуальных выражений (графиков,
рисунков, пиктограмм, таблиц), являющихся элементами графиче-
ского языка. Этот термин применим к тем системам, которые позво-
ляют представлять знания об объекте проектирования в двумерном
или
n
-
мерном виде [1, 2].
В основе методов визуального проектирования лежат визуальные
языки и методики (правила-нотации) разработки моделей. Визуаль-
ный язык определен как язык, систематически использующий визу-
альные значения для описания своих основных объектов в текстовой
и графической нотациях [2]. Уровни моделирования подразделяются
на концептуальные, структурно-функциональные, логические, объ-
ектные и физические уровни моделирования (см. рис. 1). При этом на
каждом из уровней существуют объекты одной природы, но пред-
ставленные описания модели разного уровня не синхронизированы
(
проблема синхронизации
).
Синхронизировать параметрический и
структурный состав взаимосвязанных объектов различных уровней
одна из основных задач развития комплексных систем визуального
моделирования.
Проблема когнитивности
обусловлена разнородностью исполь-
зуемых методов в современных визуальных моделях для получения и
хранения знаний о предметной области.
Проблема конвергенции
(
от англ.
convergence — схождение в
одной точке) обусловлена сложностью взаимопроникновения техно-
логий (концептуальный, структурно-функциональный, логический и
физический уровни моделирования), когда границы между отдель-
ными уровнями стираются, а многие интересные решения находятся
на стыке уровней моделирования. Новые средства визуального моде-