ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012
77
УДК 004.9
Э . Н . С а м о х в а л о в
МОДЕЛЬ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
НА ОСНОВЕ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ ПОНЯТИЙ
Изложен подход к разработке автоматизированных учебных пособий
на основе семантической сети понятий. Сформулированы требова-
ния к такому учебному пособию, предложены структурная и форма-
лизованная модели пособия на основе семантической сети понятий.
Целью разработки модели является облегчение для обучаемых вос-
приятия различных учебных пособий за счет того, что они составле-
ны на основе целостного представления о предметной области.
E-mail:
Ключевые слова
:
автоматизированное учебное пособие, понятие, от-
ношение между понятиями, цель обучения, контрольный вопрос.
Введение.
Автоматизированным учебным пособием называется
учебное пособие, в котором может быть отражена часть учебной
дисциплины, содержание пособия, создается, хранится и доводится
до обучаемого с использованием автоматизированных информацион-
ных технологий [2]. Такое пособие должно предоставлять учебные
материалы в структурированном виде.
Важным вопросом является целостность представления предмет-
ной области, которая рассматривается в различных учебных пособи-
ях. Обыкновенный подход состоит в том, что обучаемые изучают не-
сколько пособий и должны на их основе составить целостное пред-
ставление о предметной области.
Проблема заключается в том, что часто даже близкие по смыслу
учебные пособия не дают обучаемому единое целостное представле-
ние о предметной области, так как пособия не базируются на целост-
ном представлении предметной области.
Как правило, каждый преподаватель хорошо читает свой курс и
составляет пособие в соответствии с курсом. Однако за счет того, что
эти курсы не базируются на общем представлении о предметной об-
ласти, обучаемому может быть трудно составить из этих курсов це-
лостное представление о предметной области.
Предлагаемый в статье подход основан на том, что разработчики
пособий строят целостное представление о предметной области и за-
тем разрабатывают учебные пособия. При этом у обучаемого суще-
ствует возможность явно проследить связь между понятиями различ-
ных учебных пособий. Это способствует целостному восприятию
предметной области.
Требования к автоматизированному учебному пособию на
основе семантической сети понятий.
Одним из основных вопросов
является выбор базовой модели для целостного представления о